В экстремальных условиях: как импортозамещение будет способствовать освоению российского арктического шельфа

В России завершаются испытания первого отечественного энергетического газотурбинного агрегата ГТА-8 для эксплуатации на добывающих платформах в Арктике. Об этом сообщил гендиректор «ОДК Инжиниринг» Андрей Воробьёв. Изделие войдёт в состав электростанции мощностью 32 МВт, которую установят на ледостойкую платформу, строящуюся для «Газпрома». Ранее оборудование, подобное ГТА-8, закупалось только за рубежом. По мнению экспертов, в условиях санкций России крайне важно найти альтернативу западным энергетическим установкам, чтобы успешно продолжать освоение шельфовых месторождений Заполярья.

В экстремальных условиях: как импортозамещение будет способствовать освоению российского арктического шельфа

  • Арктическая платформа ПАО «Газпром»
  • © Газпром

До конца 2022 года завершатся испытания первого российского энергетического газотурбинного агрегата ГТА-8, предназначенного для эксплуатации на ледостойких добывающих платформах. Об этом заявил журналистам генеральный директор ООО «ОДК Инжиниринг» Андрей Воробьёв.

«В начале ноября успешно испытали первый агрегат на первом виде топлива — газе. Была достигнута необходимая мощность в 8 МВт, агрегат подтвердил все заданные параметры. Сейчас готовимся провести испытания на втором виде топлива — дизеле. Планируем уложиться до конца года и передать заказчику — ПАО «Газпром» — станцию в полном объёме в I квартале 2023 года», — сообщил Воробьёв.

Агрегат ГТА-8 разработан и произведён на рыбинском предприятии Объединённой двигателестроительной корпорации «Ростеха» — АО «ОДК — Газовые турбины» («ОДК-ГТ»).

ГТА-8 войдёт в состав электростанции ГТЭС-32 мощностью 32 МВт. Она будет установлена на ледостойкой плавучей платформе (ЛСП-А) на месторождении Каменномысское-море на Обской губе (Арктика). Строительство этой добывающей установки началось в 2020 году, в эксплуатацию она будет введена в 2025-м.

Как подчеркнул управляющий директор АО «ОДК-ГТ» Сергей Мольков, ранее энергостанции для российских морских буровых платформ поставлялись из-за рубежа. По его словам, ЛСП-А будет полностью оснащена российским оборудованием.

«Всего в подпалубном пространстве на ЛСП-А будет располагаться четыре агрегата. Предполагается, что два агрегата будут работать постоянно, ещё два — находиться в резерве», — пояснил Мольков.

Российские учёные разработали метод получения электроэнергии за счёт окисления водорода в безвоздушной среде. Обычно водородные…

В качестве привода в ГТА-8 используется газотурбинный двигатель ГТД-8РМ, произведённый ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в состав ОДК «Ростеха»).

«ГТД-8РМ — надёжный отечественный газотурбинный двигатель, его производство хорошо освоено «Сатурном». Он применяется в составе газотурбинных энергетических агрегатов, и в немалой степени именно он обеспечивает высокие эксплуатационные качества нашей станции», — подчеркнул Мольков.

ГТЭС-32 способна проработать 20 лет. Межремонтный ресурс силовых установок составляет 25 тыс. часов, назначенный ресурс — 100 часов, длина каждого из четырёх агрегатов — 14,6 м, ширина — 3,8 м, высота — 3,6 м. Станция имеет блочно-модульную конструкцию. По словам разработчиков, её элементы будут занимать примерно одну десятую часть пространства будущей платформы «Газпрома».

«ОДК Инжиниринг» является интегратором компетенций ОДК «Ростеха» в части реализации энергетических и промышленных программ, а также поставщиком газотурбинного оборудования производства для компаний топливно-энергетического комплекса.

«Новое направление»

Как сообщил журналистам главный конструктор «ОДК-ГТ» Дмитрий Морозов, рыбинская станция будет обеспечивать ледостойкую платформу «Газпрома» энергией для добычи газа, питать её электричеством и теплом.

«Первые месяцы, пока ещё не пробурены скважины и не началась добыча газа, станция будет работать на дизеле. Она в буквальном смысле позволит платформе ожить. Для перехода с дизеля на газ потребуется слить дизель из топливной системы и заменить форсунки. Весь остальной период эксплуатации платформа будет работать на том газе, который она же и добывает, дизельное топливо будет применяться в случае аварийной ситуации», — рассказал Морозов.

  • Агрегат ГТА-8 в цеху рыбинского предприятия
  • © RT / Алексей Заквасин

Одним из важнейших качеств ГТА-8 главный конструктор рыбинского предприятия назвал способность эффективно работать в экстремальных природно-климатических условиях.

«Станция хорошо приспособлена для эксплуатации в Арктике. Где, сами понимаете, очень суровые условия. Опираясь на кооперацию с отечественными предприятиями, удалось создать материалы и агрегаты, которые смогут выдерживать воздействие ветров и морозов», — подчеркнул Морозов.

Также, по словам главного конструктора «ОДК — Газовые турбины», ГТА-8 соответствует требованиям правил Российского морского регистра — свода нормативов для изготовления техники для судов различного типа.

Как сообщил Андрей Воробьёв, создание и производство морских энергостанций является новым направлением развития бизнеса ОДК «в части реализации энергетических и промышленных программ».

Самое главное в разработке инновационных сплавов — это создание материалов с принципиально новыми качествами и свойствами. Об этом в…

«Хотелось бы отметить, что в случае с этим проектом для «Газпрома» мы не повторяли опыт создания энергетического оборудования, применяемого на объектах добычи на материке. Станция была разработана с нуля под требования заказчика с учётом морской специфики применения оборудования. В ней большое количество новых технических решений, которые мы готовы применять в работе над другими подобными проектами», — сказал генеральный директор Андрей Воробьёв.

По прогнозу управляющего директора «ОДК-ГТ» Сергея Молькова, в ближайшей и среднесрочной перспективе отечественным добывающим компаниям придётся решать вопросы дальнейшей эксплуатации зарубежных энергостанций.

«Ресурс западных станций неизбежно подойдёт к концу. При этом их модернизация без оригинальной конструкторской документации станет крайне трудоёмким и затратным процессом. Такие работы обойдутся дороже, чем производство отечественных энергетических станций», — отметил Мольков.

«Стратегические интересы»

Российские добывающие компании рассматривают арктический шельф как перспективное пространство для освоения добычи углеводородов. В частности, на сайте «Газпрома» говорится, что континентальный шельф является регионом его «стратегических интересов».

В компании планируют, что на месторождении Каменномысское-море будет добываться 15 млрд куб. м газа в год «из сеноманских залежей» (легкоизвлекаемые залежи на глубине от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. м. — RT). Общие запасы топлива в этом районе, по оценке «Газпрома», составляют около 555 млрд куб. м.

  • Изображение ЛСП-А
  • © Газпром

«С платформы построят 33 основные наклонно-направленные эксплуатационные скважины. Ещё 22 скважины для поддержания добычи в перспективе будут размещены на сателлитных ледостойких блок-кондукторах, не предполагающих постоянного присутствия персонала», — сообщается в материалах компании.

Добытый с помощью ледостойкой платформы газ будет поступать по трубопроводам на берег. Там будут располагаться «установка комплексной подготовки газа и дожимная компрессорная станция». После этого голубое топливо будет направляться в Единую систему газоснабжения России.

Сама платформа будет представлять собой массивное сооружение длиной 135 м, шириной 69 м и высотой 41 м от основания до вертолётной площадки. Общая масса ЛСП-А превысит 40 тыс. т.

Российские учёные разработали метод получения электроэнергии за счёт окисления водорода в безвоздушной среде. Обычно водородные…

Самым первым проектом «Газпрома» на арктическом шельфе была ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная». Она работает с 2013 года вблизи посёлка Варандей (Ненецкий автономный округ).

Как сообщают в «Газпроме», платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, «отвечает самым жёстким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки».

Помимо «Газпрома», практический интерес к арктическому шельфу проявляет и «Роснефть». По состоянию на конец 2021 года компания является владельцем 19 участков в Баренцевом, Печорском и Карском морях и девяти — в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.

Как отмечают опрошенные RT эксперты, разведка и добыча энергоресурсов на арктическом шельфе требует значительных инвестиций в наукоёмкие технологии. Это объективно замедляет освоение акваторий заполярных морей. Вместе с тем крупные капиталовложения оправданы в долгосрочной перспективе.

«Трудно сказать, с какой скоростью будет происходить освоение шельфа Арктики. Однако этот процесс идёт, запускаются новые проекты. При этом в условиях санкций крайне важно заместить западное оборудование», — заявил в беседе с RT эксперт по энергетической безопасности Борис Марцинкевич.

По его мнению, добывающим компаниям следует более интенсивно инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые готовы проводить российские предприятия.

  • Производство блоков для ГТА-8
  • © RT / Алексей Заквасин

«К сожалению, ранее РФ предпочитала приобретать готовую продукцию за рубежом. В отечественное тоже вкладывали, но не так много. Сейчас из советов директоров российских крупных компаний уходят иностранцы. И это хорошо, так как даёт надежду, что теперь российские предприятия — подрядчики «Газпрома» и других добывающих гигантов будут получать больше заказов», — подчеркнул Марцинкевич.

Аналогичную точку зрения в беседе с RT высказал и кандидат технических наук, проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского горного университета Дмитрий Петраков. 

«Газпром» реализует проект Приразломного месторождения, НОВАТЭК заходит на Обскую губу. Безусловно, добыча в Арктической зоне — это технологически сложный процесс, но при необходимом уровне инвестиций, в том числе в импортозамещение, многие вопросы будут решены положительно», — резюмировал Петраков.

russian.rt.com

Next Post

Демократы получают контроль над Сенатом США

Демократы получают контроль над Сенатом США Демократическая партия США по итогам состоявшихся промежуточных выборов сохранит контроль над Сенатом американского Конгресса, прогнозирует телеканал CNN после того, как демократы после подсчета голосов в штате Невада занимают 50 сенатских мест при 49 у республиканцев. По данным телеканала, в Неваде сенатор-демократ Дж. Кэтрин Кортес-Масто, […]